Коносамент морской перевозки | «ТСПЛОГИСТИК» ООО

Коносамент морской перевозки

Коносамент – это транспортный документ, который используется в морских перевозках. Этот документ является наиболее старым из подобных документов. Он выполняет несколько функций и ему посвящены несколько специальных международных конвенций, например, брюссельская конвенция о коносаменте 1924 года.

Помимо того, что коносамент доказывает передачу груза судовладельцу, он еще является и товарораспорядительным документом. В мировой биржевой торговле существует практика перепродажи грузов, находящихся на морском судне, путем передачи покупателю оригинала коносамента.

В зависимости от вида перевозки коносамент может быть морским или речным. Морской коносамент может быть линейным или трамповым. Трамповый (иногда его называют бортовой) коносамент обычно издают после погрузки на теплоход судовой партии груза по чартеру. Линейный коносамент используется в судоходстве при формировании перевозчиком судовой загрузки из мелких партий груза от различных отправителей. В этом случае у перевозчика нет возможности заключать договор морской перевозки с каждым грузовладельцем в отдельности, и линейный коносамент выступает в качестве такого договора. Обычно условия транспортировки стандартны и напечатаны на обратной стороне коносамента. При этом морской перевозчик формирует судовую загрузку на своем терминале в порту и принимает на себя ответственность за товар путем издания коносамента, не дожидаясь погрузки груза непосредственно на борт судна.

Часто линейный перевозчик доставляет груз до порта выгрузки, используя метод перегрузки товара с теплохода на теплоход в нескольких портах перевалки, так как каждое судно курсирует по расписанию между своими портами. Тогда коносамент выписывается без указания промежуточных портов, и в этом случае его называют сквозным. Если перевозчик все-таки издает отдельный коносамент на каждую из таких перевозок, то один из них называют океанским, а остальные фидерными.

Нередки случаи, когда в целях оптимизации расходов линейные компании заключают между собой слот – чартерные соглашения. Фактически перевозчики под свою ответственность передают друг другу грузы своих клиентов для перевозки на тех направления, где не имеют возможности выполнить перевозку своими средствами. И тут тоже используется сквозной коносамент.

Согласно международному законодательству, лицо, подписавшее коносамент, отвечает перед получателем за сохранность груза при перевозке. Поэтому компании, которые имеют право издавать коносаменты, обязаны страховать свою ответственность на определенную сумму в международных страховых компаниях из английского списка страховых компаний Ллойда и предоставлять полис по требованию клиента.