Железнодоро́жный ваго́н (фр. wagon, от англ. waggon — повозка) — несамоходное (как правило) транспортное средство, предназначенное для движения по рельсам или иным путям (монорельсу, маглев-колее и т. д.) и (как правило) эксплуатируемое с локомотивом (исключением являются вагоны-секции пассажирских электро- и дизельных поездов и автомотрисы (в том числе электромотрисы).
Вагон является единицей подвижного состава (например, и чаще всего, железнодорожного). Вагон предназначен для перевозки грузов или пассажиров и оборудован, естественно, всеми необходимыми устройствами для их перевозки и для включения вагона в состав поезда.
тип грузового вагона, за- крытый со всех сторон. Предназначен для обеспе- чения сохранности пере- возимого груза в неблаго- приятных метеоусловиях, защиты от кражи и механи- ческих повреждений.
Железнодорожный грузо- вой открытый вагон с вы- сокими бортами, предна- значенный для перевозки навалочных грузов (руда, уголь, флюсы, лесоматериа- лы и т.п.), прочих грузов не требующих защиты от ат- мосферных осадков.
Предназначена для транспортировки колесной и гусеничной техники, грузов в ящиках, различных металлоконструкций и длинномерных грузов.
Специализированная платформа, предназначенная для перевозки крупнотоннажных контейнеров и оборудованная специализированными узлами для их крепления — фитинговыми упорами (этот упор входит в замок контейнера). 80-футовые фитинговые платформы позволяют осуществлять перевозку двух стандартных 40-футовых контейнеров.
Предназначены для перевозки жидкостей: нефти и продуктов её переработки, химически-активных и агрессивных жидких веществ (кислоты, щёлочи и др. сложные вещества), сжиженного газа (пропан-бутан, кислород), воды, молока (молоковоз), патоки.
По типу цистерны различают на цистерны общего назначения – для перевозки нефтепродуктов и на специальные – для перевозки определенных видов грузов.
Саморазгружающийся бункерный грузовой вагон для перевозки массовых сы- пучих грузов: угля, руды, цемента, зерна, балласта. кузов имеет форму воронки, в нижней части расположены люки, через которые груз высыпается при разгруз- ке под действием силы тяжести, что способствует быстрой разгрузке.
Существуют два основных типа хопперов — открытые и закрытые: